Московский парадокс: в то время как одни памятники бережно восстанавливают чуть не из руин, другие, нуждающиеся лишь в хорошем капремонте, безжалостно сносят.

Собственникам усадьбы Всеволожских, стоящей на территории культурно-делового центра «Красная Роза 1875» на улице Тимура Фрунзе, проще всего было ее сломать. Однако усадьбе повезло: новым хозяевам, КР Пропертиз, оказалось не все равно, что эта усадьба – родовое гнездо историка, библиофила Николая Всеволожского, сохранилась в пожаре 1812 года, а после того, как ее в 1875 году купил француз Клод-Мари Жиро, стала архитектурной доминантой построенной вокруг нее шелковой фабрики. Мануфактура пережила 1917-й, войну и массу других катаклизмов, но погибла в лихие 90-е. На месте усадьбы и цехов новые хозяева могли построить что-нибудь с нуля, но вместо этого превратили фабрику в один из первых в столице лофтов, сыграв на контрасте и гармонии исторической и ультрасовременной архитектуры. Производство было переоборудовано под офисы и жилье и сохранило архитектурную специфику. Свидетельством правильности решения стало то, что среди обитателей «Красной Розы» – Яндекс и Жан-Жак.
Положительным моментом может быть и снос, когда сносится что-то не принадлежащее культурно-историческому ландшафту и резко из него выбивающееся. Как, например, снесенное в конце прошлого года кафе «Белая лошадь» на Страстном – последнее, как уверяет контролировавший снос департамент охраны культурного наследия, незаконное строение внутри Бульварного кольца. В 1979 году государство взяло территорию, на которой находилась «Белая лошадь», под охрану. В 1993 на этой территории поставили кафе. Департамент охраны культуры добился сноса судебным путем.
К сожалению, чаще сносят, особенно в Москве, как раз культурно-исторический ландшафт. Так, к примеру, снос построенного в 1903 году знаменитым архитектором Эрнестом Нирнзее доходного дома Привалова на Садовнической освободил место для элитного жилого комплекса «Новый Балчуг». Под снос пошел и флигель по соседству, связанный с именами Есенина и Северянина. Ранее тот же подрядчик снес на Арбате известный дом Мельгунова, переживший 1812 год.
Называть застройщика «Нового Балчуга» желания нет. Пока он получил штраф в 700 тысяч рублей за превышение полномочий (он начал снос, получив ордер лишь на строительство пешеходной галереи и усиление фасада дома), соответствующие материалы направлены в префектуру ЦАО и окружную комиссию, занимающуюся пресечением столичного самостроя. А KR Properties, выбравшее не самый простой путь, но в итоге получившее много больше, чем если бы снесло все исторические строения и поставило стандартную элитку, на которой и специализируется, заслуживает за это отдельного абзаца. В управлении этой компании – целый комплекс разнообразных объектов коммерческой элитной недвижимости. Ее специалисты помогают не только в выборе и покупке существующих «квадратов» под офисы, торговые точки, производство, склады или шоу-румы, но и занимаются всем необходимым сопровождением стройки «с нуля» и реконструкции. Отличительная черта компании – работа без посредников и, следовательно, отсутствие каких бы то ни было посреднических накруток и комиссий. Признанием успеха компании стал недавний выход ее гендиректора Сергея Матюхина во 2 тур в номинации «Персона года» престижной профессиональной премии на рынке столичной коммерческой недвижимости CRE Moscow Awards 2014.